Формирование речи – важный и сложный процесс, требующий повышенного внимания со стороны взрослых. Индивидуальные особенности позволяют по-разному развиваться детям. При правильном воспитании развитие речи протекает без особенностей. В случае подозрений на задержку речевого развития необходимо как можно раньше заняться диагностикой и коррекцией.
Содержание:
- Когда ребенок должен начать говорить?
- Классификация нарушения развития речи у детей
- Органические ЗРР могут быть первичного и вторичного характера
- Как отличить задержку речевого развития от другого расстройства
- Симптомы задержки речевого развития:
- Диагностика задержки речевого развития:
- Лечение задержки речевого развития у детей
Когда ребенок должен начать говорить?
в 1 год дети говорят до 10 легких слов и знают несколько названий разных предметов;
в 2 года могут формировать короткие предложения из 2-3 слов, в общем словарном запасе малышей — минимально 200-250 слов;
в 2,5 года ребенок общается сложными предложениями, задает вопросы “куда?” “где?”, допускаются сложности в произношении шипящих и сложных букв “л” и ”р”. Их словарный запас от 300 слов.
в 3 года дети могут соединять предложения по смыслу и активный словарный запас значительно увеличивается (от 700 слов).
Классификация нарушения развития речи у детей
Из года в год число детей, имеющих различные речевые нарушения, значительно увеличивается. За последние 5 лет мной было обследовано 1452 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из них лишь 29% имели нормальное речевое развитие и 65% – различные речевые нарушения, в том числе такие, как дизартрия и алалия, а также 6% детей имели различные психические и сенсорные нарушения, такие как аутизм, нарушения интеллектуального развития и тугоухость. Тщательно изучив анамнез этих детей, я пришла к выводу, что уже на ранних этапах речевого дезонтогенеза можно определить характер речевого нарушения у детей раннего возраста и тип ЗРР. В классической отечественной логопедии задержка речевого развития определяется как «замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка» (Л.С. Волкова). В настоящее время термин «задержка речевого развития» используется более широко и включает в себя различные нарушения речевого онтогенеза. Поэтому, проанализировав анамнез обследованных детей, я пришла к выводу, что задержки речевого развития могут быть не только функциональными, но и органическими. Отсюда следует более широкое определение понятия «задержка речевого развития» и необходимость классификации задержек речевого развития в зависимости от структуры нарушения. По моему мнению, категория «задержка речевого развития» определяется как нарушение речевого развития у детей от 1,5 до 3 лет, обусловленное органическими или функциональными причинами. Следовательно, задержки речевого развития можно разделить на функциональные и органические.
К функциональным задержкам речевого развития подойдёт их классическое определение, данное Л.С. Волковой.
Они могут быть вызваны неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию речи, не связанной со значительным поражением центральной нервной системы. Речевое развитие у детей с ЗРР функционального характера соответствует речевому онтогенезу в норме. Ребёнок с функциональными задержками речевого развития в своём речевом развитии проходит те же этапы, что и ребёнок в норме, но в более поздние сроки. Начало коррекционной работы или посещение детского сада даёт резкий скачок в речевом развитии. Иногда речь развивается спонтанно.
К органическим задержкам речевого развития, необходимо отнести задержки церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявляются как тяжёлые психические и речевые нарушения. К ним относятся алалия, дизартрия, аутизм и интеллектуальные нарушения (ЗПР и У/О), а также они могут быть вызваны центральными нарушениями слуха. При органических задержках речевого развития нарушается речевой онтогенез в целом. Гуление и лепет появляются в более поздние сроки или вообще могут отсутствовать. Речь ребёнка развивается искажённо. Для общения такие дети используют вокализации и жесты. Коррекционная работа или посещение детского сада не дают нужного эффекта без медикаментозного лечения. В более тяжёлых случаях речь ребёнка практически не развивается.
Органические ЗРР могут быть первичного и вторичного характера
Первичные ЗРР могут быть дизартрического или алалического характера.
Вторичные ЗРР обусловлены нарушениями психического и умственного развития, а также нарушениями слуха.
Характерным для них является:
- Задержки речевого развития, обусловленные педагогической запущенностью: гуление и лепет появляются в обычные сроки, но несколько задерживается накопление словаря и появление фразовой речи. Раннее психомоторное развитие обычно соответствует возрасту. Интеллектуальное развитие в норме. С началом коррекционной работы или посещения Дошкольного Учреждения речь быстро развивается. К 4– 4,5 годам могут оставаться нарушения звукопроизношения по типу дислалии или минимальной дизартрии.
- ЗРР, обусловленная соматической ослабленностью: отмечается нарушение речевого онтогенеза, которое может быть на этапах позднего лепета, первых слов и фразовой речи. В связи с каким-либо соматическим заболеванием на любом из этих этапов ребёнок может некоторое время молчать, после выздоровления речь бурно развивается. Раннее психомоторное и интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. К 4–5 годам может ещё отмечаться нарушенное звукопроизношение по типу дислалии или минимальной дизартрии.
- ЗРР конституционального характера: все этапы раннего речевого развития ребёнок проходит в более поздние сроки, но впоследствии к 4–5 годам его речевое развитие соответствует возрастной норме, хотя может отмечаться нарушенное звукопроизношение по типу дислалии или минимальной дизартрии. Обычно специальной коррекционной работы для развития речи не требуется, достаточно работы по коррекции звукопроизношения.
По состоянию развития понимания речи детей делят на две подгруппы:
- Дети, не использующие устную речь для общения. Они составляют большинство детей раннего возраста. Для общения они используют единственное средство – жесты, крик. Некоторые дети могут повторять за взрослыми по их просьбе отдельные звукоподражания типа «Мяу», «Пи-пи» и др. Они делают это, воспринимая речь слухозрительно. Другая часть детей не произносит никаких звуков, но может повторить артикуляцию взрослого без голоса.
- Дети с функциональной речью. Они очень ограниченно понимают речь, обычно ситуативную. Их собственная речь представлена отдельными словами, они также используют жесты. После 3 лет могут использовать 2–3-словные фразы с нарушением звукослоговой структуры.
Однако если есть факторы, вследствие которых малыш может отставать в речевом развитии, нужно без промедления обращаться к врачам.
Существуют причины и факторы задержки речи:
- родовая травма;
- внутриутробная инфекция;
- роды раньше срока;
- осложнение после вирусных заболеваний, прививок;
- воздействие вредных веществ и лекарств;
- наследственность;
- перенесенные инфекционные заболевания;
- проблемы со слухом;
- неблагоприятная обстановка, недостаточное общение в семье;
- психологические травмы.
Эти факторы нарушают развитие нервной системы, что в дальнейшем может привести к различным нервным и психическим расстройствам. В связи с неблагоприятной экологической обстановкой, от задержки речи не застрахован ни один ребенок.
Как отличить задержку речевого развития от другого расстройства
При задержке развития речи малыш откликается на просьбы, реагирует на определенные предметы, звуки, узнает близких людей, контактирует с животным и окружающим миром. Он развивается обычно, за исключением того, что совсем не разговаривает.
Никаких умственных отклонений при этом не наблюдается. Однако такая проблема может быть помехой в адаптации малыша в обществе, поэтому ее надо вовремя распознавать.
Ошибочное мнение, что в отсутствии речи детей виноваты родители. Задержка речевого развития (ЗРР) не из-за того, что взрослые не разговаривают, не занимаются с малышом. Проблема кроется глубже – в органическом поражении мозговых клеток.
Симптомы задержки речевого развития:
- Малыш не произносит никаких звуков до 6 месяцев;
- Не реагирует на речь взрослых в возрасте до 1 года;Не имеет желания повторять чужие слова;
- У него выделяется обильно слюна, часто открыт рот;
- Нет желания контактировать;
- Ребенок долго пережевывает пищу;
- Произносит невнятные фразы;
- Использует средства мимики и жеста в общении.
Диагностика задержки речевого развития:
Если родители замечают отклонение в речевом общении своего малыша, требуется обратиться за помощью к ряду специалистов: педиатр, отоларинголог, невролог, логопед, психолог.
Диагностика ЗРР происходит в нескольких направлениях:
Медицинское обследование. Проводится исследование развития мозга, осмотр носовых пазух и ушных проходов для выявления или исключения аденоидов, отита, тугоухости.
Логопед оценивает зрительные, слуховые реакции, моторику. Выясняется, в какой степени малыш запоминает речь, оценивается уровень коммуникабельности.
Обследование у психолога. Оценивается общее психическое развитие при помощи специальных тестов.
Лечение задержки речевого развития у детей
- Формирование коррекционной работы начинается с определения факторов, которыми были вызваны расстройства речи. Именно на них ориентированы методы коррекции:
- Уроки с логопедом, на которых он помогает малышу правильно произносить звуки, слова, формировать предложения.
- Проводятся артикуляционные упражнения.
- Рекомендуется обеспечить ребенку общую благоприятную социально-психологическую среду, позволяющую стимулировать речевые навыки.
- С малышом занимаются мелкой моторикой: рисование, игры с песком, водой и пластилином.
- Большое значение имеет поддержка родителей. Взрослые должны постоянно общаться с ребенком, играть с ним в подвижные игры, гулять на детских площадках для общения с другими детьми.
- Необходимо развивать память, мышление, интерес к окружающему и животному миру. Рекомендуется читать книги, рассказывать сказки, петь песни малышу.
- Дыхательная гимнастика. Она необходима для правильного плавного произношения звуков.
- Если задержка речевого развития вызвана изменением работы мозга, то, помимо педагогической и социальной работы с ребенком, назначается медикаментозное лечение: прием ноотропов, физиотерапия, остеопатия, массаж.
- Если отсутствует поражение головного мозга, то такие занятия очень эффективные. Коррекция речевого развития должна начаться до 3 лет. Если работа проводится грамотно и своевременно, то к 5-6 годам малыш достигает уровня разговорной речи своих сверстников.
- Также необходима профилактика ЗРР, которая начинается с создания благоприятных условий для протекания беременности, родового и послеродового периода. Ребенок должен воспитываться в гармоничной среде, общаться не только со взрослыми, но и с другими детьми.
- Рекомендуется также посещение логопеда в 2-3 года для оценки речи ребенка.
Автор: Каледа Ольга Алексеевна Врач Невропатолог, психоневролог, детcкий психолог |
Обратите внимание!
Информация предоставлена исключительно с ознакомительной целью и не должна быть использована как руководство к самолечению. Только врач может принимать решение о назначении препарата, а также определить дозы и способы его применения.
Сайт pharmaclick.uz не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте pharmaclick.uz.